Десять нас родил Отемис. Десять нас в седло поднялись.

«Меня зовут Хасен, сын Отемиса. Я казах из рода берш, племени жайык, Западной области. Судимости не имею, холост, аул мой находится у подножья гор Дендер в Малайсары. Примерно 20 дней назад  я, Битимбай Шокин и Есмамбет (не знаю имени отца) сидели дома у брата моего Махамбета и увидели, что приближаются три всадника. Мы вышли наружу, чтобы узнать, кто они такие. Махамбет почувствовал неладное, и быстро пошел в сторону коней, привязанных с другой стороны дома. Однако приближающиеся всадники доскакали быстрей его и отогнали лошадей. В тот момент Махамбет понял, что это враги и стал целиться из ружья. Я взмолился, чтобы он не стрелял», – так начинается объяснительная Хасена, сына Отемиса, младшего брата Махамбета, которая была занесена в протокол заседания Оренбургской пограничной комиссии по делу об убийстве Махамбета Отемисулы от 4 ноября 1846 г.

Эти трое были старшина зауряд-хорунжий Ыкылас Толейулы, Жусип Отеулиулы, Муса Нуралыулы. В этот момент подоспела и вторая группа под предводительством Жанбара Боздакулы и Торежана Турымулы. Всадники спешились и Торежан сказал:

– Мы приехали по поручению султана Баймагамбета по поводу угнанных четырех  лошадей, которые принадлежат Мураду из рода адай. Больше никаких дел у нас нет.

Махамбет сразу понял, что они обманывают, но силы были неравные и он решил, что необходимо для начала выслушать их. Он позвал домой Ыкыласа  как самого старшего из прибывших. Разговор начался с угнанных лошадей Мурада.

– Махамбет, мы приехали по поводу угнанных четырех  лошадей Мурада. Что тебе известно об этом?

– Я такого человека не знаю, также ничего не слышал об его лошадях. Давайте прекратим пустословить. Говорите, зачем приехали?

– Ну, коли так, – продолжил Ыкылас,  – не будем тянуть. Баймагамбет назначил 500 рублей за твою голову. Мы приехали за тобой.

На самом деле Баймагамбет Айшуаков назначил следующее вознаграждение: 1000 рублей за живого Махамбета и 500 за его голову. Однако то, что произошло после, указывает на то, что его пришли убивать.

Махамбет понимал, что ситуация безвыходная и скрыться ему не удастся, однако этому казаху невысокого роста был чужд страх.

– Ты же знаешь, что живым я не сдамся! Тогда говори как есть. Говори, что пришел меня убить, – выкрикнул он и схватился за меч.

Ыкылас и Муса кинулись в его сторону, но неожиданно между ними встала жена Махамбета Типан. Она схватила кинжал и кинулась на Ыкыласа. Махамбет бросился к двери, но тут в него вонзился меч Жусипа. Он оттолкнул от Махамбета Мусу, который пытался остановить батыра, и снова ударил мечом в правый висок. Но Махамбет не упал, он повернулся к Мусе, который скручивал ему руки, и в этот момент Жусип снова вонзил свой меч с левой стороны. Махамбет упал. Жусип со всей силы снова ударил его по голове. Муса замахнулся, три-четыре раза ударил мечом по затылку Махамбета и отрубил ему голову.

После расправы с Махамбетом они вынесли из дома все ценные вещи, опустошили его сундук с деньгами и золотом, привязали голову батыра к седлу и поскакали к Баймагамбет султану, вдобавок угнав восемь лошадей и четыре верблюда.

Смерть Махамбета была зафиксирована на основании рапорта Баймагамбета №1355 от 5 ноября 1846 г., написанного для Пограничной комиссии. Также были показания Хасена (младшего брата Махамбета), показания жен Махамбета Ултуган и Типан, которые были записаны чиновником Пограничной комиссии Редькиным 31 октября 1846 г.  Баймагамбет утверждал, что Махамбет умер потому, что не подчинился приказу и отказался сдаваться, а брат Хасен вообще написал, что он ничего не видел, так как в это время читал намаз. Редькин был убежден, что это не что иное, как тщательно продуманное и организованное убийство. В действительности 20 человек, которые прибыли к дому Махамбета, могли спокойно связать его и увезти. Однако они предпочли убить батыра с особой жестокостью. Дабы  впоследствии не возник спор о выплате куна (компенсация за убийство, выплачиваемая пострадавшему племени в случае убийства), Баймагамбет поступил хитро. Он нанял людей из рода берш племени Есенгул. Расследование велось в условиях постоянного прессинга со стороны Баймагамбета, который всячески выгораживал троих наемников и мешал следствию. Брат Махамбета Бекмагамбет старался довести расследование до конца и даже требовал, чтобы дело отдали на рассмотрение народного совета: в таком случае преступников могли судить согласно казахским обычаям. Однако Пограничная комиссия не удовлетворила его просьбу, и через семь лет всеми правдами и неправдами дело было закрыто. Так никто и не ответил за смерть Махамбета…

Свояк Махамбета Асаубай Кудайкеулы, услышав о том, что батыр был убит, приехал к султану Баймагамбету:

– Алдияр, ты убил своего заклятого врага. Но негоже, чтобы тело было разделено на две части. Нет такого в мусульманстве! Отдай голову, пусть лежит вместе с телом.

Баймагамбет голову отдал. Асаубай не дал раскопать всю могилу, а велел вырыть только отверстие для головы и похоронить ее на уровне тела. В те дни там кочевал один казах из рода Каратокай берш по имени Бектурган, который помог захоронить батыра. Перед самой смертью в 1851 г. он показал могилу Махамбета своему сыну Ташену. И лишь через сто лет после смерти Махамбета – в 1951 г. – Динмухамед (сын Ташена) обозначил могилу батыра. В качестве знака он выбрал камчу, рукоятка которой была сделана из таволги. Он предупредил своих близких, что таволга никогда не сгниет, а значит по ней всегда можно будет найти могилу. И они ждали. Ждали, когда появится тот, кто будет искать могилу Махамбета.

Ноэль Щаяхметов. Бюст Махамбета, который был воссоздан

Ноэль Шаяхметов. Бюст Махамбета, который был им воссоздан.

Прошел целый век после смерти Махамбета.

Лето 1958 г. Академик, ученый Кажым Жумалиев и поэт Тайыр Жароков отправились в творческую поездку по Уральской области. Они дали объявление в местную газету «Орал өңірі», в котором просили  всех, кто что-либо знает о месте захоронения Махамбета, связаться с ними. Объявление прочел Курак Бектурганов, который отвез их в местечко под названием Караой (ныне Индерский район Атырауской области) и показал могилу. Он утверждал, что тут захоронен поэт. Это был внук того самого Бектургана, который участвовал в погребении Махамбета. Тайна  захоронения батыра передавалась в этой семье от отца к сыну более ста лет.

Так в 1959 г. под руководством видных деятелей области  – Сагидоллы Кубашева, Жумаша Отегалиева, Аташа Досалиева – был воздвигнут памятник над могилой Махамбета.

В 1966 г. в Атыраускую область приехал ученый антрополог Ноэль Шаяхметов с целью раскопать могилу Махамбета и воссоздать его портрет. Ассистентом антрополога был профессор, доктор медицинских наук Кайыржан Абисатов. 9 июля 1966 г. они приехали  на место захоронения. Вот что написал Шаяхметов в своей книге «Из тьмы веков».

«Солнце палило нещадно, раскалив воздух до 53 градусов. Начали осторожно копать. В верхних слоях обнаружили верблюжий череп, затем кусочки дерева – фрагменты деревянной дверцы юрты. Сразу же под нею находились кости таза. Черепа на месте не оказалось. Это был самый критический момент раскопок. Казалось, что подтверждались мрачные сомнения скептиков, которые считали, что череп Махамбета навсегда утерян. Участники раскопок решили расширить могилу. Работали молча, сменяя друг друга. Вдруг орудие ударилось обо что-то твердое. На уровне костей правой кисти лежал череп со следами рубленых повреждений на нем».

Череп Махамбета лежал на 20 см выше тела – это говорило о том, что голова была погребена позже. К тому же все указывало на то, что это череп человека лет 40-50 и убит этот человек был с особой жестокостью. Раскопки длились 8 часов. Все это время Ноэль Шаяхметов снимал процесс на видео и фото, однако допустил оплошность, оставив все отснятые материалы  под раскаленным солнцем. Бесценные записи утеряны навсегда…

Проанализировав результаты раскопок, Ноэль Шаяхметов пришел к выводу, что заключение Оренбургской пограничной комиссии не соответствует действительности.  Махамбет был убит с особой жестокостью: его четыре раза ударили по голове и три раза, когда отрубали голову уже мертвому батыру. К тому же оказалось, что в последние годы жизни у Махамбета появилась гемангиома  – доброкачественная опухоль в ягодичной области. А его правая нога была короче левой  на 3–4 см, что причиняло боль и поэтому он щадил больную ногу. Это привело к атрофии костей. Ростом он был невысокого, всего 168,7 см. Жевал преимущественно левой стороной. К слову, ученый  и определил, что удары в голову производились двумя разными мечами.

Мавзолей Махамбета

Мавзолей Махамбета

Шаяхметов вернулся в Алма-Ату и по методу академика Герасимова воссоздал облик поэта. После того, как работа была окончена, Ноэль Шаяхметов хотел отвезти останки Махамбета на то же место, однако не смог этого сделать, так как ЦК компартии наложил запрет на повторное захоронение, а партийные деятели уверяли его в том, что в скором времени в Алма-Ате откроется пантеон, где будут захоронены останки всех великих людей Казахстана. В 1970 г. Ноэль Шаяхметов пришел к Кайыржану Абисатову и сообщил, что переезжает в Москву, поэтому просил взять останки Махамбета себе. Но это была большая ответственность и Абсаитов побоялся брать ее на себя, поэтому предложил сдать кости в Министерство культуры.

Как вспоминал писатель Беркайыр Аманшин, исследовавший жизнь и творчество Махамбета, однажды он приехал в гости к Кураку Бектурганову.

— Раз ты приехал из Алма-Аты, скажи мне, где кости Махамбета? Тогда увезли и до сих пор не вернули. Это что за позор? Теперь все местные старики меня обвиняют. Чуть что: «Это ты нашел тело Махамбета, если бы ты не нашел, никто бы не увозил его!». Передай там куда нужно, что старики передают привет. Нарисовали его, тогда возвращайте кости на место. Почему тревожите мертвого?

Это был седьмой год, как останки Махамбета хранились в коробке в квартире Шаяхметова.

В адрес Шаяхметова выдвигались обвинения, что он долго хранил у себя останки Махамбета, хотя в апреле 1968 года Ноэль собрался привезти Махамбета в  Гурьев после окончания реконструкции и отливки, о чем свидетельствует его письмо тогдашнему директору областного историко-краеведческого музея С. Бисенову, которое находится в архиве этого музея:

«Алма-Ата, 14 апреля 1968 года.

Дорогой Саден!

Сегодня мне подписали приказ на командировку. Я вылетаю к Вам 23 апреля вместе с Махамбетом. У меня к Вам убедительная просьба, пожалуйста, никуда не уезжайте, дождитесь меня…»

Вот что писал по этому поводу племянник Ноэля, которого зовут Ринат Шаяхметов:

«Останки поэта в Гурьев (Атырау) так и не были доставлены: Министерство культуры сообщило Ноэлю, что ЦК Компартии Казахстана планирует создать на Кок-Тюбе Пантеон , поэтому до 1974 года останки Махамбета Утемисова, Курмангазы и Кобланды батыра действительно  находились в квартире Ноэля Шаяхметова по адресу Алма-Ата, ул. Калинина (Кабанбай батыра) 119, кв. 6,  а до этого какое-то время у нас дома по адресу Алма-Ата, пр. Ленина (Достык) 40, кв. 47, так как идея по созданию Пантеона зависла в воздухе и никто не знал что делать дальше».

Повторное захоронение останков великого поэта состоялось лишь 15 мая 1983 г., через 17 лет после раскопок. А в 1995 г. на могиле батыра был установлен мавзолей.

Мое дело распалось в прах.

Я смотрю на Яик с тоской.

О, когда же я буду в степях

Там за синей его волной?

Не сдался я своим врагам,

Я не отдал им жизнь свою, —

Я покинул дом и семью…

Мой Яик, привет старикам

Донеси по своим волнам!

Я пою — и все не могу

Успокоить сердца тоску.

(Махамбет. Перевод на русский: А.Никольская)

 

Понравилась статья? Поддержи проект!

 

 (с) Айжан Хамит. Перепечатка материала запрещена.

Литература:

1. Әнес Сарай. Исатай мен Махамбет.А. -1997. «Өлке»

2. Берқайыр Аманшин. Махамбеттің тағдыры. А.- 1991. «Жазушы»

3. Аңыз Адам. Махамбет Өтемісұлы. №09 (21) Мамыр 2011

4. Ноэль Шаяхметов. Из тьмы веков. А. — 1969. «Казахстан»

5. Отдельное спасибо за консультацию Найзабек Олжабайұлы

error: Content is protected !!