За тебя калым отдам…

Обряд похищения невесты был известен еще в Древней Греции — взять хотя бы миф о похищении Европы. У славян была традиция похищения невесты и, как правило, девушек уводили с их согласия во время игр и плясок. Татарские девушки договаривались со своими избранниками об условном похищении и добровольно уходили с молодым человеком, дабы избежать участи быть выданной за нелюбимого, выбранного родителями. В советский период обряд практически изжил себя, воспринимался как шутка. Ситуация обыгрывалась в комедийном фильме «Кавказская пленница», в конце которого горе-жених и его подельники отвечают перед «самым гуманным судом» в мире. Но все это было бы так смешно, если бы не было так грустно…

Например, в соседнем Кыргызстане обстановка с похищением невест намного сложней. Киргизские активисты даже предложили объявить 2013 год «Годом борьбы с похищением невест». Известны даже случаи, когда похищенные девушки накладывали на себя руки.
Точное время возникновения обряда не установлено, но считается, что появилась эта традиция в те времена, когда общины жили обособленно и не терпели чужих, поэтому единственным способом жениться на понравившейся девушке из другого племени было похищение.

Автор: Айдар Ерғали

Автор: Айдар Ерғали

Что касается казахов, похищение невесты и ответственность за это давно была прописана в своде законов Тауке Хана «Жеті Жарғы» («Семь уложений Тауке хана»), называлась эта статья «Жесір дауы». Дословный перевод — «Спор из-за вдовы». Поэтому многие ошибочно полагают, что это положение регламентировало лишь права  вдов и сирот. На самом деле этот раздел «Жеті Жарғы» регулировал вопросы о сосватанной девушке, ушедшей к другому, и права женщины, которая была выдана замуж по закону аменгерства (левирата). А таких примеров было очень много. Согласно «Жесір дауы», насилие над женщиной приравнивалось к убийству и грозило похитителю смертной казнью.

Традиция похищения невесты «Қыз алып қашу» обуславливалась классовыми расслоениями в обществе и наличием у казахов традиции «Қыз айттыру» (сватовство невесты). Родители жениха и невесты договаривались между собой об условиях, сроках и прочих нюансах свадьбы своих детей. Иногда подобный обряд совершался до рождения младенцев, в таком случае он назывался «бел құда». Значение его сводилось к тому, что родители, не зная о поле ребенка, договаривались о том, что если у них родятся разнополые дети, то они поженятся без калыма, а если родятся однополые дети, то продолжат дружбу отцов. Козы Корпеша и Баян Сулу сосватали именно таким образом, но отец Козы Сарыбай умер еще до рождения сына и семья осталась в нищете, а отец Баян, зажиточный бай Карабай, забыл о данном обещании и воспротивился их союзу, пообещав дочу другому человеку.

Если же родители договаривались тогда, когда дети были еще в колыбели, то такое сватовство называлось «бесік құда» (колыбельный сговор). К нему прибегали в основном люди среднего класса, поскольку размер калыма был значительно ниже обычного и сторона жениха могла частично выплачивать калым, пока их сын рос. В свою очередь сторона невесты имела дополнительное время, чтобы приготовить приданное, и могла пользоваться приплодом скота в течении нескольких лет пока сторона жениха выплачивала калым. Согласно условиям этого сватовства, по достижении определенного возраста девушка выдавалась замуж за своего нареченного. Богатые люди пренебрегали таким видом сватовства, поскольку они могли в любой момент выплатить всю стоимость калыма.

Традиция называется «похищение невесты» именно потому, что она предусматривала, что всю ответственность за побег будет нести жених. Это делалось для того, чтобы честь девушки и ее семьи не была запятнана сплетнями вроде «убежала сама». Выкрали и точка. Как правило, уже девушка не возвращалась домой, поскольку считалось, что она опорочена вне зависимости от того, была ли у нее физическая близость с женихом или нет. Такие конфликты могли закончится межродовой распрей, поскольку казахи рассматривали брак не как союз между женщиной и мужчиной, а как сближение родов, что обеспечивало союзническую политику в будущем. Поэтому это считалось тяжким преступлением и оскорблением, нанесенным стороне бывшего жениха. Мстить могли вплоть до убийства, а если молодых отказывались выдать для расправы, роду грозили грабежом и насилием.  Примером служит легенда об Енлик и Кебеке. Енлик была засватана за богатого представителя рода матай племени найман, но так как своенравная девушка полюбила Кебека из рода тобыкты племени аргын, она бежала с ним. Род матай потребовал казни, а в случае отказа грозил вообруженным набегом. Енлик и Кебек были казнены.

Если же соотношение сил враждующих сторон было равным, то они могли прийти к соглашению через суд биев. А если родители невесты были непричастны к похищению дочери, то вся ответственность ложилась на похитителя.

Если похищенную девушку возвращали прежнему жениху, то похититель платил штраф в размере калыма. Если же девушка оставалась, то платили прежнему жениху калым в двойном размере или отдавали двух девушек без калыма. Если же выяснялось, что родители невесты были причастны к похищению, то калым возвращался, родители невесты платили штраф, либо отец невесты отдавал другую дочь, но уже без калыма.
Вторая причина, по которой крали девушек — социальный уровень семьи жениха был ниже уровня семьи невесты и он был не в состоянии выплатить калым. Молодые договаривались бежать, тем самым семья жениха освобождалась от лишних затрат. Но и тут стоит учесть высокий риск того, что конфликт все-таки состоится и сторона невесты все равно будет против.

После того, как невеста была украдена, на нее одевали ақ жаулық (белый платок  – неотъемлемый атрибут невестки у казахов), проводился беташар (обряд открывания лица), родственники жениха собирали делегацию из влиятельных аксакалов своего рода и шли к родным невесты с подарками. Этот обряд назывался «аяққа жығылу» (поклониться в ноги) и призван был примирить стороны. Вообще стоит отметить, что ситуацию старались наладить как можно скорей, поскольку конфликт мог затянуться надолго и стать причиной серьезных стычек между племенами – так начиналось большинство межродовых войн.

И сегодня традиция существует, но уже носит немного другой характер. В основном к ней прибегают семьи, в которых сильны традиции и имеется большое количество родственников. Ведь не каждая семья в состоянии устроить пышные проводы для девушки, провести такие обряды, как құдаласу (сватовство), сырға тағу (надеть серьги на невесту) на должном уровне, не могут подарить дорогие подарки. В таком случае молодые договариваются об условном побеге, о котором почти все близкие родственники с обеих сторон знают, но молчат. Народная молва и пересуды до сих пор имеют определенную силу в обществе даже современного Казахстана, поэтому все это делается для того, чтобы:

—  облегчить экономическую сторону заключения брака;
—  пресечь любые пересуды со стороны родственников и знакомых.
Ключевой момент этого вида похищения — согласие невесты.
К тому же, казахи уже с давних времен проповедовали ислам и строго придерживались мусульманских обычаев. А Сура 4 Ан-Ниса «Женщины» гласит: «О вы, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли».

В настоящее время в сознании некоторых граждан данный обычай мутировал в безобразную форму дискриминации против женщины. Этот акт вполне может квалифицироваться как «похищение человека» и «изнасилование». Многие остаются в доме новоиспеченного жениха, однако стоит отметить тот факт, что на девушек оказывают психологическое давление. Как правило, родственницы парня уговаривают ее, говорят, что после того, как она побывала у них дома, она уже считается не девственницей и выйти замуж с таким «ярлыком» будет невозможно, она тем самым опорочит доброе имя родителей и т. д. Некоторые матери парней доходят до того, что ложатся на порог, кладут рядом хлеб, белый платок и говорят девушке: «Попробуй, перешагни и не будет тебе дороги. Я тебя прокляну». Суеверные остаются. А все потому, что многие женщины абсолютно безграмотны в правовых вопросах и не знают, что могут наказать похитителя. Ведь по современным меркам это квалифицируется как похищение человека, а согласно статье 125 УК РК такое преступление карается лишением свободы от 4 до 7 лет.

Литература: Казахи. Историко-этнографическое исследование. А., «Казахстан» — 1995

Тәуке ханның «Жеті жарғы» заңдарына арналған пікірлер және олардың нұсқалары. Источник – kitap.kz

 

(с) Айжан Хамит. Перепечатка материала запрещена.

 

Комментарии закрыты.

error: Content is protected !!