«Каждая душа вкусит смерть» (Часть 2)

Автор , Ссылка 12

Продолжаем тему погребальных обрядов казахского народа.  Часть 1 прочитать можно тут.

Все затраты по похоронам нес род, к которому принадлежал умерший. Дом, в котором умер человек, назывался «қаралы үй» («траурный дом»). В старину люди узнавали о том, что в доме произошло горе по следующему признаку: на траурной юрте через покрышку дымового отверстия в шаныраке или со стыка нижних кошм вывешивали траурный флаг. Если умерший был молодым – вывешивали красный флаг, если среднего возраста – черный, а если старец – то белый. Об этом писал еще Шокан Уалиханов. Составители книги «Казахи» пишут о том, что флаг вывешивали после возвращения похоронной процессии только в честь тех людей, которые пользовались почетом и уважением в роду. Траурный  флаг снимали через год, когда давали «ас» («поминки»), копье, на котором и висел флаг, прилюдно ломали — это означало, что траур в доме закончился.

Возле юрты умершего ставили новую юрту, в которую не заносили никаких вещей, а лишь с правой стороны размещали кровать с телом умершего. Сначала проводили обряд «сүйекке кіру», согласно которому тело полагается обмыть. У казахов число обмывающих составляет либо 5, либо 7 человек. Скажем, у арабов число омывающих – 3 человека. Один держит тело, другой льет воду, третий омывает. У карачаево-балкарцев – 4 человека. Количество у каждого народа разное, но во всех культурах есть одно общее правило – омывающий должен быть уважаемым человеком в обществе.  У казахов дорогие вещи усопшего раздавались тем, кто омывал тело. Делалось это потому, что существовало поверье: если вещи не раздавались, то умерший на том свете мог остаться без одежды. Такая традиция называется «сыйыт».

 

У карачаево-балкарцев, например, и у некоторых других тюркских народов — раздавать одежду умершего считалось жертвоприношением и совершалось на третий день после похорон. Если человек был знатным и влиятельным, то получить его одежду почиталось за честь. У обских угров обряд жертвоприношения одеждой совершался в культовых местах. У отдельных тюркских народов выносить и раздавать одежду умершего запрещалось: к примеру, тувинцы не позволяют раздавать одежду ни родным, ни чужим, более того, не позволительно даже произносить имя умершего. Считалось, что тем самым живые беспокоят умершего.

Вернемся к казахам. После процедуры омовения тело заворачивают в саван, который состоит из 21 метра белой ткани. Саван ни в коем случае не должен быть сшитым. Женщин заворачивают пятикратно, а на голову завязывают два платка. Мужчин заворачивают трехкратно. Умершему обязательно подвязывают подбородок.

Что касается самих похорон, то согласно мусульманской традиции, умершего необходимо похоронить как можно быстрей. Некоторые считают, что требования эти возникли из-за жаркого климата Аравии, где и зародился ислам. Хранить тело в таких условиях – неправильно и негигиенично. Согласно некоторым хадисам, чем быстрее похоронить человека, тем быстрее ему воздастся за хорошие либо за плохие деяния. Что касается нашего народа, в некоторых источниках указывается, что казахи держали тело три дня. Согласно древним поверьям душа умершего приходила домой в этот период, поэтому близкие родственники зажигали огонь, сидели рядом и ждали. Это называлось «күзет» («сидеть на страже»). Многие тюркские народы верят в то, что после смерти душа умершего приходит посмотреть на свою семью и дает о себе знать стуком или шорохами. Поэтому многими соблюдается такой ритуал: в течении всего поминального периода в юрте горит огонь («шырак»). Однако, не все тюрки жаждали общаться с умершими. К примеру, тувинцы выносили тело умершего не через дверь, а разобрав одну сторону юрты, поскольку не хотели, чтобы душа умершего нашла дорогу к дому.

Как правило, на кладбище едут только мужчины: считается что женщины слишком эмоциональны, могут плакать и причитать, а это беспокоит умершего, да и вообще грешно. Но об этом чуть позже.

Есть такое понятие – «жыртыс» (отрезки ткани). Вы же знаете, что на поминальных обедах раздают носовые платки? Это, если можно выразиться, и есть обряд жыртыс, который сегодня выглядит именно так. На самом деле, эта традиция уходит корнями в древние времена, когда лучшую одежду умершего разрывали на кусочки и раздавали людям. Это символизировало связь умершего с живыми. Если же человек был знатный, то отхватить такой кусок одежды было честью, поскольку считалось, что лучшие качества умершего могут передаваться через эти лоскутки. Об этом писали авторы XVIII-XIX веков. И. Г. Георги (немецкий этнограф и путешественник) писал: «Когда мужчина умрет, то самое его лучшее платье изрезывают в лоскутки и разделяют для памяти по его приятелям». Обычай раздавать жыртыс, или йыртыш, известен и другим народам Средней Азии. Мне всегда рассказывали, что жыртыс несет в себе и следующее значение: когда рвется одежда умершего, то разрываются грехи человека. Конечно же, это противоречит основам монотеистических религий, ведь согласно религиозным канонам, только Всевышний может простить прегрешения умершего человека. Тем не менее казахи в древности шили одежду для малышей и головные уборы именно из таких кусочков жыртыса. Такая одежда считалась амулетом и они верили,что она может служить оберегом. Жыртыс раздавали на кладбище.

К слову, когда Абылай хана избрали ханом и подняли на кошме, после казахи сняли с него дорогое верхнее платье и изодрали его в лоскуты.

Продолжение следует

(с) Айжан Хамит. Перепечатка материала запрещена.

error: Content is protected !!