Кішкентай — кюй-посвящение.

исатайЕсть у Курмангазы кюй «Кішкентай», что в переводе означает «Маленький». Посвящен он народному восстанию под предводительством Исатай Тайманулы и Махамбета Отемисулы.    Мотив произведения очень грустный, начинается кюй медленно, но через некоторое время набирает обороты и появляется динамика. «Кишкентай» отражает ход борьбы и помогает понять историю того времени. Эпиграфом к кюю сам Курмангазы определил эти строки:

Исатай мен Махамбет!

Өкіне ме екен «өлдім» деп!

(Исатай и Махамбет! Буду ли они сожалеть о своей гибели!)

Почему «кішкентай»? Академик Ахмет Жубанов пишет, что сам  Курмангазы говорил следующее: «кішкене інісі – үлкен ағасы Исатайға арнауы» («это посвящение от младшего брата (т.е. Курмангазы) старшему брату Исатаю»). Согласно некоторым источникам, Курмангазы принимал участие в восстании.

Чтобы понять кюй, необходимо знать историю восстания и события, предшествовавшие ему.
Известный батыр Саржала из рода бериш как-то заехал в аул Бегалы. Среди играющих детей он особо отметил мальчика лет 5-6, который в игре с другими изображал из себя быка и издавал соответствующие звуки. Саржала сказал тогда отцу ребенка: «Ты можешь надеяться на своего сына. Если застану тот период, когда он станет батыром, то подарю ему свои доспехи». Саржала не дожил до этого дня. Мальчика звали Исатай Тайманулы.

Вообще, легенд и сказаний относительно храбрости Исатая очень много и они весьма разнообразны: одна из них гласит, что Исатай в 12-13 летнем возрасте убил дикого кабана. Он создал семью, примерно когда ему было 19 лет.  Его первая жена была из рода ысык и звали ее Мылкым. В 1812 г. 21-летний Исатай стал старшиной вместо своего дяди Жабала, переводчика и советника в школе Нуржау. Это был весьма образованный человек, который, вполне возможно, был отравлен завистниками. После того, как Исатай был назначен старшиной рода, Бокей хан документально закрепил за ним территорию между кордонами Кокарьев и Кульпин. Вообще у Таймана из рода бериш было 4 сына: Исатай, Толебай, Нысанбай, Алибай.

Алибай в 1837 г. попал в плен, а когда его вызволили — остался в районе Сарыозен.  Толебай упоминается в документах 1816 г., в связи с одним инцидентом, однако в дальнейшем никаких сведений о нем нет. Что касается Нысанбая, он довольно часто упоминается в источниках, однако активного участия в восстании он не принимал. После него осталось 15 детей.

Самый известный сын Таймана в школьных учебниках изображен высоким и брутальным. Но все устные свидетельства, дошедшие до нас, указывают на то, что Исатай был чуть выше среднего роста, большеглазый, с густой бородой. В основном его описывают как светлого человека с красноватым лицом. Также писал и Махамбет, который  отзывался об Исатае как о том, кто «мало говорит, но много слушает», уравновешенном и красноречивом человеке. О его красноречии ходят легенды,  некоторые отрывки его обращений к хану Жангиру поражают своей смелостью и прямолинейностью.   Официально изображение Исатая до нас не дошло, но Анес Сарай в своей книге «Исатай-Махамбет» пишет о том, что в 1834 г. три профессора из Дерптского университета (ныне университет г. Тарту, Эстония) приехали на экспедицию в Казахстан. И вполне могли сфотографировать Исатая, поскольку объездили всю Внутреннюю Орду.  Согласно некоторым источникам, существовало четыре фотографии, которые перешли к членам его семьи. Уже к правнукам. Однако под разными предлогами они были изъяты и след их уже давно утерян. Узнать, на самом ли деле на фото изображен Исатай  сегодня не представляется возможным.

Восстание под предводительством Исатая  возникло не за один день… После смерти Бокей хана возглавлял Орду Сыгай —  его брат, отец великого казахского кюйши Даулеткерея. При Сыгае процветала  коррупция и самому Исатаю пришлось несладко, потому как ему постоянно предъявляли обвинение в барымте. После того, как к власти пришел Жангир, положение Исатая улучшилось: ему даже была выдана разрешительная бумага на кочевку и выпас скота в прибрежье Каспия.

Несколько фактов о предпосылках восстания.

  1. Детство Жангир хана прошло в городе Сарайшык, который на тот момент был воинским укреплением казаков и русских Урала. Отрочество он провел в Астрахани. Поэтому по менталитету и уровню образования Жангир отличался от местных казахов. Отчасти его можно было назвать экспериментом царской власти, которые решили посмотреть: что будет, если привести к власти лояльного правителя.
  2. В 1824 г. во Внутренней Орде Жангир открыл две ярмарки. В результате наладилась торговля и мелкое предпринимательство. Однако этот факт подразумевал большой процент иноземных торговцев, что пугало местное население. Управлять ярмарками назначил своего тестя Карауыл кожа Бабажанова, которого называли «базар-султан»
  3. Жангир решил перевести всех казахов на оседлый образ жизни. Начал строить зимовки, учил рубить деревья, закупать орудия для обработки земли, строил училища, школы, медресе. Вообще-то это противоречило царской политике, которая запрещала казахам любые оседлые действия. Поскольку власть боялась, что казахи останутся на территории внутренней орды и запрещала строить им дома и заниматься земледелием. Царской России нужен был скот, а не сельхозпродукция.
  4. Жангир пошел против установившихся традиций, преступил через законы казахов, убрал всех султанов местного управления и посадил на их места молодых. Назначил над предводителями племени своих людей, которые контролировали ситуацию и о каждом шаге докладывали Жангиру. Дошло до того, что они не могли самостоятельно решать свои внутренние проблемы. Сам Жангир старался не носить казахскую одежду, на голове у него была папаха, и носил он форму полковника. Дом его был обставлен мебелью, трапезничал он за столом. У него было 4 повара, которые готовили ему европейскую еду, так как казахские блюда он не признавал. К тому же, после ужина подавались горячительные напитки и устраивались танцы. Все это сильно раздражало местное население.
  5. Хан установил различные налоги, в общей сложности  20 видов: с 15 семей – одна корова или 40 рублей. Такой вид налога собирал до 10 тысяч рублей в год. С 40 баранов – 1 баран, с 5 верблюдов – 1 баран, с 30 коров – 1 бык или двухгодовалая телка, с 60 коров – 2 коровы. Собирали шерсть, войлок. Жангир ввел почтовую систему в Орде, но затраты на нее легли на население. К тому же люди больше не могли передвигаться свободно как раньше: для того, чтобы  куда-то поехать, необходимо было заплатить 15 копеек и получить отрывной билет. Все это вызывало недовольство в народе. Нельзя было добывать соль, так как она считалась полезным ископаемым, нельзя было рубить деревья, ловить рыбу. К примеру, за одну словленную рыбу некого Досана Жамина Пограничная комиссия приговорила к 30 ударам палкой.
  6. В 1827 г. во Внутренней Орде случился джут, однако закон Царской России от 1818 г. запрещал переходить на ту сторону Урала: вдоль реки были выставлены пограничные кордоны, а нарушители жестоко карались. В результате такой жесткой политики в 1829 г. произошел небольшой конфликт между армией Жангира и народом. Всех зачинщиков жестоко покарали или сослали.
  7. Вскоре появились замерщики земли. Жангир нарисовал план, согласно которому поделил земли — их он решил сдавать в аренду. Проводя прогрессивные преобразования в степи, Жангир  не забывал и о своей семье. К примеру, своему брату Мендигерею он выделил 400 тыс. десятин плодородной земли и пастбищ. Своему тестю Карауыл кожа он также выделил 400 тыс. десятин. Одним словом, 85% земли Внутренней Орды принадлежала влиятельным людям. Тогда как большая часть населения осталась без земли и вынуждена была брать в аренду земли русских губерний на берегу Каспия.
  8. В 1834 г. Жангир решил провести пышные празднества по случаю 10-летия своего правления. И на торжествах случился конфликт на суде биев. Когда Исатай встал, он начал говорить о том, что творится на его земле. О том, что Жангир занимается русификацией региона, несправедливо делит  земли и назначает налоги и т. д. В какой-то момент хан не выдержал и крикнул: «Тоқта, арда қазақ!» («Остановись, казах-сосунок!»). Исатай, по сути своей был очень выдержанным человеком, но тут его терпению пришел конец и он сказал:

Арда деп мені сөккенің –

Ар-намысты төккенің.

Арда деген ауыр сөз

Анаңа бар ма шөккенім?!

 (перевод мой, не судите строго)

Ты назвал меня сосунком

Это оскорбление для моей чести и достоинства

Сосунок – это тяжелое оскорбление

Разве преклонялся я перед твоей матерью?!

Это было страшное оскорбление и с тех пор нога Исатая не ступала на территорию Жангир хана. В итоге долгого спора на Исатая был наложен штраф в виде 60 холощенных верблюдов, которые выплатили его друзья.

  1. После празднеств и конфликта между Исатаем и Жангиром произошло нечто такое, что заставило сесть на коней всех беришов. Жангир хан расчертил новый план, согласно которому бериши должны были покинуть свои родные земли и в скором времени переселиться на другие земли. Жангир подкрепил сей план своим письмом с печатью от 26 июня 1834г., в котором якобы разрешил пользоваться землями согласно новому плану, а фактически это означало одно: «Съезжайте!»
Памятник И.Тайманулы и М.Отемисулы в Атырау

Памятник И.Тайманулы и М.Отемисулы в Атырау

Народ был возмущен, поскольку их родовые кочевья были очень удобными для обитания и выпаса скота. Свой оазис бериши даже назвали «Жузарал» и очень гордились им. Услышав эту весть, все мужчины рода бериш в гневе приехали к Исатаю. Исатай молчал. Он просто вскочил на коня и в сопровождении 4-5 человек перешел на ту сторону Урала и помолился у могил предков, похороненных у Тайсойгана. Все, что он сказал: «Переезжаем на Мынтобе».

Самым пиком народного недовольства стал следующий случай, который по праву можно назвать началом крупного восстания. Дело в том, что Жангир придумал следующее административно – территориальное деление у побережья Каспия: I – Прибрежный округ, II – Прибрежный округ. Возглавлять эти округи он назначил своего тестя Карауыл кожа Бабажанова. Карауыл входил в состав Астраханской торговой компании, но не смог платить членские взносы и рисковал быть исключенным оттуда.

Поэтому Карауыл и выпросил у Жангира власть на прибрежных районах. Он преследовал свои цели. Если раньше казахи могли беспрепятственно пасти скот и кочевать по этой местности, то со временем Карауыл кожа понял, что это источник бесплатной силы и стал сдавать землю им в аренду. Благодаря бесконечному потоку денег, он очень быстро разбогател. Вскоре он вовсе узаконил размер налогов, и этот процесс носил уже постоянный характер. В 1834г. он подписал с землевладельцами следующий договор: «Зимовки казахов могут кочевать с правой стороны, от норда (север) до зюйда (юг) через местность Телепенева, а справой стороны до дачи Юсупова». За нарушение предполагался штраф для каждой семьи 10 –рублей, за каждую голову скота 50 копеек, за примятый стог сена 10 рублей. Казахи не знали, что за норд и зюйд и поэтому многих штрафовали.

10. «Письмо восьми старшин» — это обращение, которое старшины написали Жангиру, в котором просили снять с должность Карауыла Бабажанова. Среди этих восьми был и Исатай. Когда сам Карауыл услышал о том, что на него написали заявление, он еще больше распоясался и стал заниматься еще большим самоуправством.

Так начиналось восстание под предводительством Исатая Тайманулы и Махамбета Отемисулы.

Послушать кюй «Кішкентай» можно тут

(с) Айжан Хамит. Перепечатка материала запрещена.

Литература: Әнес Сарай. Исатай мен Махамбет. А., Өлке – 1997

Ахмет Жұбанов, Ғасырлар пернесі. А,. Дайк пресс – 2002

Берқайыр Аманшин, Махамбеттің тағдыры. А., Жазушы — 1991

 

error: Content is protected !!