Сау келе жатыр

«Каждая девушка мечтает надеть белое платье», «Белая фата – символ новой жизни»… провозглашают глянцевые журналы. Интересно, если бы у казахов XVII-XIX веков были глянцевые журналы – то как бы выглядели их заголовки? Наверное, так: «Каждая девушка мечтает о саукеле», «Замуж по любви. Движение прогрессивных казашек», «Каждая девушка мечтает не быть засватанной в детстве» и т. д. Ну а если серьезно, полагаю, о саукеле действительно мечтала каждая девушка. Мечтать приходилось недолго, так как замуж выдавали очень рано и начиналась взрослая нелегкая жизнь, в которой не было места ни стиральным машинам, ни микроволновкам, ни памперсам, ни прочим радостям цивилизации.

А начиналось это все примерно так…

Девичий свадебный головной убор. (Казахи. Историко-этнографическое исследование. А."Казахстан".1995г

Девичий свадебный головной убор. (Казахи. Историко-этнографическое исследование. А.»Казахстан».1995г

Саукеле — это головной убор, который начинали шить примерно за год до замужества девушки. Чем богаче был отец, тем шикарней украшался саукеле. Высота его достигала 70 см, основу шили из плотного войлока, покрывали бархатом, сукном или шелком, преимущественно красного цвета. На самом верху, в месте, которое называется тәж (я думаю, от арабского слова «тадж» — «корона») пришивались драгоценные камни, жемчуг, кораллы, золотые и серебряные монеты. К тому же саукеле декорировался золотыми нитями, парчой и бархатом. По краям пришивались жактау —  длинные подвески из нитей кораллов, бирюзы, серебряных или позолоченных пластинок, монет и кистей. Концы жактау заправлялись в кармашки, пришитые к платью невесты, для того, чтобы они не оборвались под тяжестью украшений. К шапке прикрепляли большую накидку из белой ткани (желек).

Одним словом, саукеле был символом благосостояния семьи. Стоимость его могла достигать 2-3 тысяч рублей серебром. (Казахи. Историко-этнографическое исследование. А. «Казахстан» 1995г.). Саукеле носили недолго, а после передавали или родственницам по линии мужа, или дочери.

Однажды я услышала очень интересную версию происхождения слова «саукеле».  В те времена свадебная процессия могла добираться до пункта назначения сутками. Невеста ехала в саукеле и желек закрывал всю ее фигуру.  На дорогах орудовали разбойники, которые грабили путников. Свадебные процессии не были исключением. Говорят, бывали случаи, когда вырезали всю свадебную процессию. Поэтому встречающая сторона выставляла людей, дабы те несли весть в аул жениха. Драгоценные камни, переливающиеся на солнце, были видны издалека. Значит,  невеста едет, все в порядке. Поэтому встречающие люди скакали в аул с криками «сау келеді» (едет в здравии). Отсюда и название.

На последней свадьбе, где мне посчастливилось присутсвовать, мне рассказали версию о том, что саукеле по сути своей погребальный наряд. Некий символ перехода от одного мира в другой. Поэтому, дескать, и похоронен был золотой человек в остроконечной шапке. Объяснялось это все очень просто: в те времена, если девушка выдавалась замуж в дальние аулы, она могла никогда больше не увидеться со своими родными, не приехать в родной аул. Поэтому ко всей этой свадебной суматохе относились как к погребальному обряду. Выдать замуж – это все равно, что похоронить свою дочь. В век технологий, когда маме можно тут же позвонить, в крайнем случае — написать по ватсапу, в это верится с трудом. Нам все равно не понять, но надо признать, что эта версия довольно логична.

(с) Айжан Хамит. Перепечатка материала запрещена.

error: Content is protected !!