Сорок девушек — қырық қыз

Ты наденешь кольчугу, подымешь меч, 

Сорок дев поведешь по дороге сечь, 

Будут звонкие стрелы железо рвать, 

Будут головы вражьи валиться с плеч.

Это слова красавицы Сарбиназ, самой младшей из сорока воительниц, воспетых в каракалпакском эпосе «Кырык кыз», («Сорок девушек»). Я помню эту книгу в библиотеке своего деда. Никогда ею не интересовалась, мне казалось, это очередные сказки. Как оказалось, зря. Это каракалпакская поэма, записанная  в 1940 г. со слов сказителя Курбанбая Тажибаева. Одну часть поэмы на казахский язык перевел мой дед. Казалось бы, ну что такого примечательного в этом эпосе? Попробую объяснить.

В Южно-Казахстанской области, в Угамской долине есть перевал Кырык кыз, который представляет собой каменные изваяния, напоминающие силуэты людей. Согласно легенде, долина некогда была богатым кочевьем бая по имени Аллаяр, у которого была дочь Гулаим. По закону жанра — красавица писаная. Позарился на нее хан, напал на кочевье, выкрал Гулаим и 40 ее невольниц. Не смирившиеся со своей участью девушки бегут, но не успевают укрыться от погони. Легенда гласит, что когда девушки поняли, что им не спастись, воздели они руки к небесам и просили у Аллаха, чтобы превратил он их в камень, дабы не достаться врагам.

Эпос о сорока девушках несколько иной по характеру. Повествует он не о беспомощных, моливших о смерти, а о сорока амазонках, сражавшихся против нашествия калмыцкого хана Суртайши. Возглавляла войско Гулаим. Она освободила родину от рабства. Гулаим влюбилась в хорезмского богатыря Арслана, с которым они прошли нелегкий путь, в том числе, отразили нападение Надир-шаха на Хорезм, и в самом конце поэмы отдали власть представителям каракалпаков, узбеков, туркменов и казахов. О каменных изваяниях поэма молчит.

Что интересно, версий легенды несметное количество. Согласно еще одной, предание о 40 девушках восходит  корнями к сказанию о Коркыте и Аксак кыз (хромой девушке). Коркыт, легендарный тюркский поэт-песенник, создатель кобыза. Согласно преданиям, Коркыт не смог смириться со скоротечностью человеческой жизни и покинул  людей, отправившись на поиск бессмертия. Но везде, куда бы он ни шел, он встречал смерть.  Звуки чарующего кобыза разносились так далеко, что люди искали источник звуков, и, пустившись раз на поиски, не могли уже остановиться. Сорок девушек отправились в долгий путь, чтобы увидеть Коркыта. 39 из них погибли в дороге, и лишь одна добралась до Коркыта, но какую цену она за это заплатила! Она стала хромой… Если верить этой легенде, Аксак кыз добралась-таки до Коркыта, но умерла, как только его увидела. Другая версия гласит, что она родила ему сына.

Идем дальше. В Болгарии есть мыс под названием Калиакра. Если верить болгарской легенде, 40 девушек спасаясь от нашествия войск Османской империи, предпочли смерть рабству, связали косы и прыгнули в море с отвесной скалы мыса Калиакра. Здесь даже установили обелиск «Ворота 40 девиц».

В Татарстане есть город Билярск. В нем находится архитектурный памятник «Изге Чишмә», т. е. «Городище Девичий городок», который датируется X–XIII вв. Надпись на памятном камне гласит: «По татарским преданиям, на этом месте стояла небольшая крепость, возведенная 40 девушками, сражавшимися против врагов. В центре этой крепости археологи выявили следы дозорной башни».

В Узбекистане близ Самарканда есть урочище Агалык. Местная легенда гласит о 40 девушках-воительницах, которые сражались с вражеским войском и обороняли крепость. Никак не удавалось их сломить, поэтому хан решил обложить крепость со всех сторон и повернуть русло реки Даргом. Он считал, что жажда заставит девушек сдаться. Однако девушки, взявшись за руки, стали петь, поднялись в небо и исчезли.

В Таджикистане есть долина Чилдухтарон (Долина Сорока девушек). Согласно таджикскому преданию, когда враг пришел в долину с намерением превратить девушек в своих наложниц, последние воздели руки к небесам и просили Аллаха превратить их в камень. Местные жители украшают каменные изваяния лентами и цветами каждую весну.

Что самое удивительное, собирательный образ сорока девушек присутствует в легендах практически всех народов Средней Азии. Есть даже версия, что слово «кыргыз» происходит от слов «кырык кыз». Эта легенда гласит о том, что дочь некоего хана любила совершать дальние прогулки в сопровождении сорока девушек. И однажды, вернувшись домой, они обнаружили, что их аул разграблен и сожжен. В живых остался только красный пес. Якобы, именно от него и забеременели сорок девушек и появились кыргызы. Версии, записанные казахским ученным Шоканом Валихановым, несколько иные: дочь хана съела яблоко и понесла. В наказание за это, хан отсылает свою дочь в сопровождении сорока девиц. В ссылке у ханской дочери рождается сын, а у одной из невольниц рождается девочка, которые и стали родоначальниками кыргызов. По второй версии, сорок невольниц ханской дочери забеременели от пены, за что хан приказал их убить, но джигиты пожалели их и отвели в лес. За ними пошла желтая собака. У девушек родились 30 сыновей, 10 дочерей, а собака добывала им пропитание.

Как видите, легенда о сорока девушках весьма популярна. Мне лично импонируют каракалпакские девушки, которые взяли в руки оружие и выступили против врага, а не просто решили умереть.  Есть версия, что каракалпаки произошли от кипчаков. Наверное, кипчак и неволя понятия несовместимые.

(с) Айжан Хамит. Перепечатка материала запрещена.

53f83e1936fd3Фотография: Сергей Курочкин

error: Content is protected !!