Танцуй, Шара! (Часть 1)

Баймолда был крупным купцом и предпринимателем, торговавшим кожей. Однажды судьба занесла его в один из аулов Жетысу, в котором провожали замуж дочь известного бая Косшыкула из рода жалайыр.  Весь аул гулял и праздновал. Ах, если бы они знали, как назавтра все изменится! Баймолду встретили как дорогого гостя,  даже разбили для него отдельную юрту. У казахов таких нежданных гостей называли «құтты қонақ», что означает «благословенный гость».

Баймолда услышал о неземной красоте невесты и о том, что ее «выгодно» продали за калым. То ли любопытство, то ли судьба ему так велела, но он захотел увидеть ее и не преминул сообщить об этом невестке новобрачной. Посреди ночи Баймолда проснулся оттого, что кто-то толкает его в бок и знаками зовет наружу.  Он наспех оделся, вышел и пошел как маленький ребенок за девушкой, его разбудившей. Когда они отдалились от юрт, он увидел другую девушку, которая обнимала голову своего и коня и вдруг, молвила: «Поймите меня правильно, если я вас вызываю, то скорей всего не из-за глупой прихоти. У меня нет выбора…», — сказала она и горько зарыдала.

Вас послала судьба, — продолжила она, — в тот день, когда ко мне пришел свататься этот старик, я молила Аллаха послать хотя бы какого-нибудь путника, с которым я поклялась уйти. Заберите меня с собой, а дальше жизнь покажет.

Тыныбала (фото из книги "Өмірім менің - өнерім". Шара Жиенқұлова)

Тыныбала (фото из книги «Өмірім менің — өнерім». Шара Жиенқұлова)

Баймолда успел лишь только кивнуть, как девушка, вскочив на коня, крикнула: «Тогда жду вас завтра у большой дороги». И ускакала прочь.  На следующее утро купец спешно собрался, поблагодарил за гостеприимство и покинул аул. Сонные аульчане ничего не поняли. Когда беглецы отъехали на приличное расстояние, Баймолда сказал: «Светик, ты должна знать о том, что у меня есть жена, 14 дочерей и сам я не молод. Ты должна знать, с кем ты уехала, и понимать всю серьезность своего решения».  И лишь в тот момент, девушка сняла покрывало и сказала: «Я счастлива уйти с вами». Девушка действительно была красавицей.  Звали ее Тыныбала.  Через некоторое время  красавица Тыныбала родила Баймолде еще одну девочку. Пятнадцатую по счету. Баймолда был очарован своей молодой женой, по уши влюблен и не придал этому значения. Дочку назвали Гульшара. Через пару лет Тыныбала родила еще одну девочку, и тут старик не на шутку пригорюнился и стал причитать, что не дал ему Аллах ни одного сына, и оставить свое хозяйство не на кого. Шестнадцатую девочку назвали Хадиша. Через каких-то надцать лет Гульшара станет первой казахской танцовщицей, основательницей казахской хореографии, легендарной Шарой Жиенкуловой, а Хадиша выйдет замуж за основателя казахской кинематографии Шакена Айманова. Но об этом чуть позже…

Расстроенный Баймолда стал ездить по святым местам вместе с женой, усердно молиться и в итоге Тыныбала родила еще троих мальчиков. Аллах внял мольбам Баймолды…

Шара с детства была подвижной девочкой, очень интересовалась танцами, пробовала разные движения, придумывала их сама. Как она писала в своих воспоминаниях, все движения, которые придуманы ею, она брала у природы. Частенько ее просили станцевать на семейных мероприятиях. Девочка-танцовщица — так прозвали Гульшару ее родные. Когда ей исполнилось 7 лет, отец отдал ее к местному мулле на обучение. Может быть, она бы так и осталась в медресе,  получила религиозное образование, но был в ее судьбе человек, вмешательство которого и сыграло важную роль в жизни маленькой Гульшары.

Сұлтан Жиенқұлов (фото из книги "Өмірім менің - өнерім". Шара Жиенқұлова)

Сұлтан Жиенқұлов (фото из книги «Өмірім менің — өнерім». Шара Жиенқұлова)

Султан Жиенкулов, родственник Баймолды, был не самым последним человеком в районе. Он принимал активное участие в становлении советской власти, считался человеком с прогрессивными взглядами. Однажды он приехал к Баймолде. Они долго беседовали. Султан говорил о том, что грядут изменения, и что сейчас надо идти в ногу со временем и поэтому необходимо отдать Гульшару в светскую школу. Баймолда и в мыслях такого не допускал! Он считал, что негоже девочке учится в светской школе. В итоге непоколебимый Баймолда согласился и вызвал Тыныбалу и всех детей:

— В медресе ты все равно ходить будешь, изучишь Коран, а в школу можешь пойти хоть завтра. Я найму преподавателей и после школы ты поступишь в училище.

Через несколько лет Султан Жиенкулов был убит. Он так и не увидел, каких высот достигла его племянница.

Так началась другая жизнь Шары. По утрам она заворачивалась в шаль, брала Священный Коран, и отец отвозил ее на санях в медресе. Днем он привозил ее обратно, она обедала, переодевалась в форму гимназисток, и отец отвозил ее в школу. Самым сложным моментом для девочки был полуденный намаз. Баймолда отпрашивал ее у учителя, расстилал коврик и они вместе совершали полуденную молитву. Когда она возвращалась в класс, одноклассники начинали над ней подтрунивать, вслед кричали: «Ей молда қыз» и гладили лицо обеими руками.  Несмотря ни на что Шара окончила девятилетнюю школу за семь лет, и Коран она тоже успешно освоила. В школе она принимала активное участие в творческом кружке, где танцевала узбекские, татарские, русские танцы. При этом у нее было никакого педагога, всему она научилась сама. В своих воспоминаниях Шара очень тепло отзывается о том периоде и красочно описывает то время.

Шара Жиенқұлова (фото из книги "Өмірім менің - өнерім". Шара Жиенқұлова)

Шара Жиенқұлова (фото из книги «Өмірім менің — өнерім». Шара Жиенқұлова)

Она родилась в 1912 г. в городе Верный и застала то время, когда город преобразовывался в центр торговли и культуры.  Особенно интересны ее зарисовки о бане купца Титова. В те времена местным модницам некуда было выйти, не было концертных залов и театров, поэтому женщины «выгуливали» свои наряды именно во время походов в баню. Собственно они и ходили туда, чтобы показаться, покрутиться, пощеголять в своих лучших платьях. Бывали случаи, когда они специально заказывали вышивные платья у портных только для того, чтобы сходить в баню. Надевали свое нарядное белье и вышитые набедренные повязки: каждая пыталась выделиться и перещеголять остальных. После бани женщины собирались у самовара и пили чай с медом и восточными сладостями, обсуждали все события в городе, последние новости. В бане можно было узнать обо всем. Иногда обсуждали друг друга: «Стыдобище какое! Ты посмотри-ка, она надела прошлогоднее белье!». Когда они возвращались домой, все эти нарядные платья, вышитые повязки и красивое белье аккуратно складывалось в сундук — до следующего похода в баню. Это было время красивых и модных женщин, и Шара впитала в себя дух того времени. По словам современников, она была эстетом и всегда придавала большое значение внешнему виду и нарядам. Шара всегда хорошо выглядела.  Но кроме внешнего изящества ей была свойственна внутренняя красота,  она тонко чувствовала все прекрасное. Как писала сама Шара, в то время из музыкальных инструментов была домбра, кобыз, сыбызгы и сырнай (гармонь). В летнее время семья уезжала на жайляу, где почти каждый вечер варилось свежее мясо и молодежь собиралась по вечерам, пела и танцевала. Однажды Шара услышала нежные звуки сырнай, которые тронули ее до глубины души… Она  заплакала. Одна из теток, которая увидела это, всплеснула руками: «Ойбуй, девочка моя, оказывается, голодная. Потерпи, не плачь, скоро сварится мясо». Откуда ей было знать, что это был духовный голод…

Шаре было 15 лет, когда отец настолько вдохновился успехами дочери в учебе, что решил отправить ее в Алма-Атинский кыргызско-казахский педагогический институт (нынешний КазНПУ) (из книги воспоминаний Ш.Жиенкуловой. В официальных данных КазНПУ создан в 1928г.). Молоденькая и красивая девушка привлекала внимание противоположного пола, но Баймолда бдил за дочерью и всегда со всех мероприятий забирал ее на машине.  Однажды к дому подъехала черная машина, откуда вышел респектабельный и красивый мужчина в костюме. Шара в силу молодости не понимала, что это за человек, но почувствовала его заинтересованный взгляд на себе. Мужчина о чем-то потолковал с Баймолдой, попил чай и уехал. На следующий день во время урока Шару вызвали в учительскую. Сказали, что ее ждет какая-то женщина. Это была очень ухоженная женщина средних лет с красивым макияжем.

— Здравствуй, милая, садись. Я тебя жду. Ты очень молодая, красивая… Вчера к вам домой приезжал некий мужчина. Это один из местных начальников. Мой муж.

Оказалось, он приглядел молоденькую девушку себе во вторые жены и приезжал «разведать обстановку». После этого началась другая жизнь Шары и ее семьи. Жизнь, со слезами, разочарованиями, преследованием и побегом…

Продолжение следует…

Литература: «Өмірім менің — өнерім». Шара Жиенқұлова.

(с) Айжан Хамит. Перепечатка запрещена

 

error: Content is protected !!