Танцуй, Шара! (Часть 2)

Продолжение. Первую часть можно почитать тут

Шара вернулась домой вся в слезах. Испуганная Тыныбала бросилась с расспросами:

— Ты что? Кто тебя обидел?

— Я не пойду к нему, не пойду, уж лучше повешусь!

— Господи, да кто же тебя отдает-то ему?

Шара так громко плакала, что на шум вышел отец и строго заявил:

— Собирайтесь, мы переезжаем.

Шара Жиенкулова. Казахский вальс 1965г. Из книги "Өмірім менің өнерім".

Шара Жиенкулова. Казахский вальс 1965г. Из книги «Өмірім менің өнерім».

Оказалось, жена начальника просила Шару переехать на время куда-нибудь и переждать, обещала в свою очередь увезти мужа и отвлечь. Отвлечь не получилось. Начальник сильно разозлился, когда услышал, что семья Баймолды уехала в неизвестном направлении. Через некоторое время, когда казалось, что он отступил, Жиенкуловы вернулись домой. Но недолго радовались они возвращению. Баймолду обвинили в том, что он не выполнил условия договора с «Казкрайсоюзом», возбудили судебное дело и арестовали его. Это была месть.

Через некоторое время Шару отчислили из института. Казалось, это конец. На попечении Шары остались мать, младшие братья и сестры. Как это часто бывает, люди, которые еще недавно были частыми гостями дома Баймолды, угощались с дастархана Тыныбалы, сегодня уже не хотели пускать Шару и ее семью даже на порог. Когда средств на пропитание уже не осталось, а отец все еще находился под стражей, Шара решила устроиться на работу. Вот тогда она, пожалуй, и вспомнила добрым словом своего дядю Султана. Благодаря тому, что она владела двумя языками, ее взяли на работу секретарем-переводчиком на Биржу труда.  Тыныбала съездила в аул и привезла свою швейную машинку и Шара в свободное время помогала матери зарабатывать на жизнь тем, что шила детскую одежду, вместе с младшей сестрой Хадишой занимались вышивкой на заказ. Никто не сидел без дела. Хадиша доила корову, Шара пекла хлеб. Сама Шара вспоминает, что частенько жаловалась сестре на то, что мать их так эксплуатирует и причитала:

— Знаешь, мне кажется, она нам мачеха. Почему она нас так заставляет работать?

— Да, я тоже так думаю. Ты посмотри на мои руки, все потрескались, — вторила ей сестра.

А Шара ее успокаивала:

— Нет, ты точно родная. Я сама видела, когда ты родилась!

Танцовщица из оперы "Кыз Жибек" 1936г. Из книги "Өмірім менің өнерім".

Танцовщица из оперы «Кыз Жибек» 1936г. Из книги «Өмірім менің өнерім».

Благодаря маминому воспитанию, Шара и Хадиша смогли выжить и прокормить семью. Жизнь постепенно наладилась. Купили корову, младшие братья пошли в школу, Тыныбала посадила огород, урожай продавала на базаре и покупала детям книги, одежду и школьные принадлежности. Только отец все еще находился в тюрьме…

Шара работала бухгалтером, завхозом, машинисткой, и даже полгода заворачивала конфеты в обертку на кондитерской фабрике, после чего ушла работать в милицию. Даже после всех жизненных перипетий, что случились в жизни Шары, она продолжала оставаться наивным и чистым ребенком. Однажды ее оставили на дежурство, во время которого она как секретарь-машинистка печатала задания. И вдруг услышала голос из сарая: «Эй, девушка, открой дверь. Мы сходим домой пообедаем». Шара открыла им дверь и только потом поняла, что выпустила подследственных. Естественно она испугалась и начала плакать, ведь наказание за это было бы серьезным. Так она уснула прям на машинке. Она проснулась от того, что кто-то гладит ее по голове и говорит: «Мы пришли, иди домой, уже поздно». Оказалось, все эти люди вернулись. После этого случая Шара ушла работать заведующим складом, а потом и вовсе заместителем «Казлеспром». Зарплаты была приличная, и она могла позволить себе ходить на танцы.

В Алма-Ату переехал театр. Молодые артисты ставили спектакль прямо в саду, под открытым небом. Шара и ее 11 подруг сидели в первом ряду. Всем им нравился один актер. Высокий, стройный, с выразительными чертами лица, чернявый парень, который к тому же очень хорошо пел. Все бросают на него свои кокетливые взгляды, но лишь на одной девушке красавец-актер задерживает свой взгляд дольше, чем полагается. Через несколько лет он станет оперным певцом, Народным артистом КазССР. Это был Курманбек Жандарбеков.

Пока молодые обменивались многозначительными взглядами, у Курманбека уже созрел план, осуществление которого ждать пришлось недолго. Он прислал сватов в дом Шары. Когда Тыныбала услышала, что сваты от «какого-то артиста», да к тому же ранее состоявшего в браке, то она не на шутку разозлилась и крикнула в след сватам: «Нет у меня дочери, которую я выдам за бродячего артиста». Курманбек не сдавался. Во второй раз он прислал местного муллу. Несмотря на то, что семья Жиенкуловых была достаточно религиозна, мать вежливо спровадила и этого свата. Тогда Курманбек решил взять инициативу в свои руки. Он написал пламенное письмо Шаре, в котором просил бежать ее с ним.

шара2Тем временем у Тыныбалы созрел уже свой план. В те годы в Алма-Ате располагалось большое количество посольств и дипломатических представительств. Неподалеку от дома Шары находилось посольство Китая. Неудивительно, что консул выбрал Шару в жены своему сыну. Они прислали богатых сватов, сундук с бархатом, шелком, золотом и украшениями. «Пусть не переживает, освободим ее отца и увезем вместе с семьей в Китай», — такое послание передали Шаре. Что делать? Как быть? Шара запаниковала.Тогда она пошла на свидание к своему отцу в тюрьму. Долго плакала и рассказывала. О китайских сватах, о Курманбеке, о том, что мама против, о сундуках, о том, что если выйдет замуж за сына консула, то и отца освободят… Отец долго слушал и сказал: «Дочка, я свое пожил. Если со мной что-то случится, вся надежда на тебя. Ты позаботишься о своих родных. Поэтому вот что я тебе скажу: не приноси такую жертву ради меня, я много прожил и мне ближе только смерть. Не покидай родную землю. А за парня этого иди замуж. Да будет с тобой мое благословение»…

Шара решила встретиться с Курманбеком, который в тот  день ей пообещал использовать свои связи, чтобы Баймолду выпустили, и дал слово, что никогда не оставит ее семью.

Шара вернулась домой уставшей. Она старалась не показывать свое заплаканное лицо и тихо спросила: «Мама, что Вы думаете, если я стану артисткой?». Тыныбала бросила на нее грозный взгляд и сказала: «Этот проходимец вскружил тебе голову, да? Если ты Шара, моя дочь, то не падай в объятия первого попавшегося».

Шара снова заплакала. Делать было нечего. Решено было организовать побег. «Сегодня ночью уйдем вместе. Будь готова», — велел Курманбек.

Шара рассказала сестре  о своих планах, на что та ответила, что пусть лучше она бежит и станет артисткой, нежели уедет на чужбину. Сестры лежали на кровати. Шара прижимала к себе узелок, в который она в спешном порядке накидала некоторые свои украшения и немного одежды.

Они лежали так тихо, что слышалось лишь биение сердец. Одна опасалась, что мать проснется и планы сестры раскроются, а вторая переживала: правильный ли она выбор сделала… Посреди ночи раздался стук, Хадиша спешно открыла окно, и Шара выпрыгнула со своим узелком прямо в объятия новоиспеченного жениха. Как назло в ту ночь мать, будто чувствовала подвох,  — наглухо заперла ворота. Через них молодоженам пришлось перелазить. Это было не так уж и сложно, ведь Курманбек пришел с товарищем. Шаре было 16 лет.

Из книги "Өмірім менің өнерім".

Из книги «Өмірім менің өнерім».

На следующий день, как и обещал Курманбек, Баймолда вышел из тюрьмы. «Ойбай прячтесь, Баймолда идет!», — с криками забежала сестра Шары Кулше, у которой они прятались с Курманбеком. Но Баймолда передал: «Пусть мой зять не боится меня и придет, мы поговорим». В тот день Баймолда благословил пару и сказал: «Пусть Шара будет тебе «аманат». Заботься о ней» .

Когда Баймолда вернулся домой, он застал такую картину. Тыныбала бегала по дому за Хадишой, била ее и кричала: «Где Шара? Где?». Увидев мужа, она всплеснула руками и стала проклинать дочь на чем свет стоит. На что Баймолда сказал: «Перестань проклинать моего ребенка. Радуйся, что она нашла свою ровню. Вспомни, Тыныбала, как ты сама бежала со мной! Наверное, мать твоя пожелала тебе того же. Так вот, деяния, совершенные на этом свете, возвращаются на этом свете» (имеется ввиду земная жизнь согласно мусульманству).

Баймолда после освобождения прожил недолго, а мать не смогла сразу простить дочь за побег и какое-то время они не общались.

Так родилась новая семья — Шары Жиенкуловой и Курманбека Жандарбекова, будущих звезд Казахского музыкального театра (ныне ГАТОБ им. Абая).

 

Литература: Шара Жиенқұлова. «Өмірім менің өнерім». Жазушы. А-1983г. .

(с) Айжан Хамит. Перепечатка материала запрещена.

error: Content is protected !!