Трагедия в истоке драмы

(Первый ряд слева направо): Кали Байжанов, Жумат Шанин, Жанбике Шанина, Амре Кашаубаев, Далила Онгарбаева. (Второй ряд, слева направо): Калыбек Куанышбаев, Александр Затаевич, Габбас Айтбаев, Серке Кожамкулов, Иса Байзаков. Москва. 1927г.

(Первый ряд, слева направо): Кали Байжанов, Жумат Шанин, Жанбике Шанина, Амре Кашаубаев, Далила Онгарбаева.
(Второй ряд, слева направо): Калыбек Куанышбаев, Александр Затаевич, Габбас Айтбаев, Серке Кожамкулов, Иса Байзаков. Москва, 1927 г.

28 октября 1925 г. на собрании работников народного просвещения, организованным Комитетом народного просвещения Казахской АССР, было принято решение создать первый профессиональный казахский театр. До  этого молодежь из числа работников комитета (на добровольных началах) в свободное время осуществляла постановку различных произведений. Театр создавался с целью просвещения широких слоев населения, он должен был мотивировать людей получать знания, читать книги. На тот момент казахских пьес было очень мало, поэтому был объявлен конкурс на лучшую пьесу на казахском языке.

Из Семипалатинской губернии решено было пригласить на службу в театр следующих людей: Амре Кашаубаулы (певец),  Иса Байзакулы,  Жумат Шанаулы (артист),  Кажымукан Мунайтпасулы (палуан),  Калыбек Куанышбайулы (артист),  Муздыбайулы Кусайын (артист), Зарубай (циркач),  Майра (певица). Из других областей также были приглашены  артисты, выделены деньги на дорожные расходы. И вот 13 января 1926 г. в г. Кызыл-Орда был открыт первый профессиональный Казахский театр драмы. Это было большое событие! По семейным обстоятельствам Жумат Шанаулы (Шанин) прибыл в театр только 5 октября 1926 г. и  стал его директором и художественным руководителем.

В том же году Жумат познакомился с Александром Затаевичем, по приглашению которого повез всю труппу театра на этнографический концерт в Москву в 1927 г.  В состав группы входили Амре, Иса, Калыбек, Серке Кожамкулов, Курманбек Жандарбеков, Кали Байтлеуов, Габбас Айтбаев, Жанбике Шанина, Далила Онгарбаева и Елубай Омурзаков.

В те годы женщинам давалось 6 недель до и 6 недель после родов на уход за ребенком. Поэтому Жанбике пришлось взять своего шестимесячного малыша в дорогу. Путь в Москву не близкий, по дороге ребенок простыл и умер на руках у матери… В своих воспоминаниях Елубай Омурзаков писал, что когда они пришли в купе Шаниных, то увидели рыдающую Жанбике. Женщина, ехавшая с ними, не могла сдержать слез.

— Если узнают о том, что у нас на руках умерший ребенок, то нас не пустят в Москву. А если и пустят, то сначала снимут с поезда и неизвестно сколько продержат. Мы не можем пропустить этот концерт, ведь это честь нашего народа. Что будем делать? — спросил Жумат у Курманбека и Елубая.

— Давайте мы сойдем с Курмашем на одной из станций, похороним ребенка и приедем позже, — предложил Елубай.

— Нет, так нельзя, — ответил Жумат.

Решено было, что весь состав доедет до Москвы. Всю оставшуюся дорогу Жанбике прижимала к себе уже мертвого младенца и делала вид, что баюкает его. Приехав в Москву, Жумат, Жанбике, Курманбек и Елубай поехали в Казпред (Казахское представительство), где они завернули тело ребенка в саван. Остальные поехали в гостиницу. Утром им выделили служебную машину. Шофер отвез Курманбека и Елубая на татарское кладбище, Жумат и Жанбике остались с делегацией. В это время в Казпред приехал Александр Затаевич.  Это историческое фото было сделано именно в тот день, поэтому Елубая и Курманбека, уехавших хоронить младенца,  нет на нем.

В дни концерта не было ни одного человека, который не проникся бы болью Жумата и Жанбике, который не посочувствовал бы этой паре и не восхитился силой их духа…

(с) Айжан Хамит. Перепечатка материала запрещена.

Опубликовано в журнале ADAM 1 (01) 2015.

error: Content is protected !!